Региональная инновационная площадка
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии №69 имени С.Есенина г.Липецка:
"Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики."
398036, Российская Федерация, Липецкая область, город Липецк, бульвар Есенина д.7а Телефон: (4742) 41-78-26 Электронная почта: sc69lip@schools48.ru Адрес сайта: http://gimnazia69.ru/ Координатор инновационной площадки: Стрельникова Татьяна Дмитриевна – доцент кафедры естественнонаучного и математического образования, д.г.н. Ответственный исполнитель: Дмитриева Наталья Михайловна, директор; Ряскина Оксана Алексеевна, учитель географии, руководитель Этнографического музея. |
Цель инновационной деятельности:
Организация разработки и апробации системного подхода использования технологии музейной педагогики в образовательном процессе, определение сформированности у ребенка духовных и нравственных ценностей в процессе обучения в школе с последующей корректировкой возможных негативных результатов.
Задачи инновационной деятельности:
- разработка и апробация технологий музейной педагогики в учебной, внеурочной и внеклассной деятельности;
- проведение мониторинга эффективности применения музейной педагогики;
- разработка методических рекомендаций по рациональному использованию в обучающем процессе музейной педагогики;
- совершенствование качества образования средствами музейной педагогики;
- участие в предметных и творческих конкурсах различного уровня;
- повышение качества преподавания предметов история, география, литература, природоведение;
- повышение профессионального уровня педагогических работников МАОУ гимназии №69 города Липецка;
- обобщение и распространение опыта инновационной деятельности с применением технологий музейной педагогики;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Музей Сергея Есенина
Музей Боевой Славы
Этнографический музей
Музей крестьянского быта
Актуальность и инновационность программы:
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
С вступлением в силу с 1.09.2013 года Федерального закона №273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» меняется в современном образовании отношение к изучению основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. (ст. 87).
Сегодня государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея, который свою работу строит в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Конституцией РФ, ст.28, ст.29 (о свободе совести и о свободе информации);
- Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.3, п.1, ст5, п.4);
- Федеральным законом «Об образовании РФ»;
- Национальной доктриной образования;
- Международной конвенцией «О правах ребенка»;
- «Всеобщей декларацией прав человека»;
- Гражданским кодексом РФ;
- «Основами законодательства РФ о культуре»;
- Постановления Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2016 годы»;
- а также на основании Концепции духовно-нравственного воспитания Федеральных государственных образовательных стандартов.
Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Школьный музей – это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций, а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, предметы прошлого. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Направления деятельности региональной инновационной площадки:
- Аналитическая деятельность
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников гимназии;
- изучение и анализ состояния и результатов инновационной работы в образовательном учреждении, определение направлений ее совершенствования;
- сбор и обработка информации о результатах инновационной работы гимназии в области музейной педагогики;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области музейной педагогики.
- Информационная деятельность
- формирование банка педагогической информации (научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических работников с новинками методической и научно - популярной литературы на заседаниях кафедр, педагогических советах и семинарах;
- ознакомление педагогических работников города Липецка и Липецкой области с опытом инновационной деятельности;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов.
- Организационно - методическая деятельность
- планирование инновационной работы музейно-педагогического комплекса;
- утверждение и реализация программы проведения исследовательской, поисковой, проектной и инновационной работы в установленные сроки;
- участие в организации и проведении фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций учащихся.
- Консультационная деятельность
- организация консультационной работы для педагогических работников гимназии и ОУ города и области;
- популяризация новейших педагогических и культурологических инноваций;
- реализация различных форм презентационной и демонстрационной деятельности.
- Проектная деятельность
- разработка краеведческих проектов, рекомендаций по их созданию;
- поддержка поисковой и инновационной деятельности в рамках музейной педагогики;
- разработка социальных проектов, способствующих патриотическому воспитанию школьников;
- разработка культурологических проектов для дальнейшей интеграции в образовательной деятельности гимназии.
Ожидаемые результаты:
- развитие духовно - нравственных качеств учащихся, позволяющих определять свой выбор и жизненную позицию;
- создание условий для развития у учащихся гражданской позиции через современные формы воздействия на подрастающее поколение;
- повышение компетенции формирования знаний ответственной гражданской позиции по отношению к семье, городу России - родине.