НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Большое значение для нормального функционирования ученического самоуправления имеет нормативно-правовая база.

Правовая основа – это один из главных вопросов, который необходимо решить при создании гимназического самоуправлении и организации его деятельности.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность гимназического самоуправления:

1.Внешние:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
  • Всеобщая декларация прав человека.

2. Внутренние:

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка (далее – Конвенция) принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Конвенция в большей мере защищает права ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации.

Статья 13.  Конвенции указывает на то, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и иные идеи любого рода независимо от границ.

Статья 15. гласит:

  1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
  2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Конституция РФ

В статье 17 Конституции РФ говорится:

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Следовательно, и за каждым обучающимся, который является гражданином России,  признаются все права, в т. ч. Зафиксированные в других законах РФ. Об этом нужно помнить в первую очередь, когда обсуждаются те или иные модели управления образовательным учреждением.

В статье 30 указывается на то, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Статья 32 Конституции РФ прямо указывает:

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправлении, а также участвовать в референдуме».

Основные права и свободы, в т. ч. И объединение обучающихся для защиты своих интересов, неотчуждаемы и принадлежат каждому гражданину от рождения,  в т.ч. распространяются на всех участников образовательного процесса. И если взрослые имеют право избираться в органы государственной власти, то избираться в школьный совет ученику также никто не может запретить.

Закон РФ «Об образовании»

Закон РФ «Об образовании» установил демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений. В статьях 50, 52, 55 Закона РФ «Об образовании» закреплено право обучающихся, их родителей и педагогических работников на участие в управлении образовательным учреждением.

О том, что школьники могут участвовать в управлении школой, прямо говорится в п. 4 ст. 50: ''Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на… участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Статья 32. «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» определяет порядок управления образовательным учреждением с учетом установления компетенций участников этого управления:

9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенных законом; 22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

» 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Из этой статьи ясно, что если администрация образовательного учреждения препятствует созданию органов ученического самоуправления, то она нарушает права и свободы обучающихся, положенные им по закону.

А статья 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями» определяет самоуправление как один из принципов управления образовательным учреждением, раскрывает смысл этого положения:

«Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».

Особое внимание следует обратить на сочетание в Законе РФ «Об образовании» этих двух основных принципов управления школой: единоначалие и самоуправление.

Компетенция руководителя образовательного учреждения закрепляется как непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением. Эта компетенция распространяется и на принятие решений совместно с советом образовательного учреждения в части введения особых форм школьного самоуправления.

Таким образом, Закон РФ «Об образовании» является основным нормативным документом для организации школьного самоуправления в общеобразовательном учреждении, т. к. он содержит важнейшие положения, опираясь на которые можно организовать органы ученического самоуправления.

Положение об общеобразовательном учреждении

Данный документ дополняет требования Закона РФ «Об образовании».

В статье 50 Типового положения перечисляются права обучающихся. «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения;

е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».

Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

В статье 13 Закона РФ «Об образовании» говорится о структуре устава образовательного учреждения. Основные требования к уставу сформулированы следующим образом:

«В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

8) права и обязанности участников образовательного процесса».

Следовательно, если в уставе каждой школы не отражены ответы на все выше поставленные вопросы, он противоречит Закону РФ «Об образовании».

Статья 50 закона «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» говорит о необходимости включать обучающихся в процесс управления делами школы:

«1.Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения, иными предусмотренными этим уставом локальными актами ».

Следовательно, в уставе каждой школы обязателен пункт, где четко зафиксировано право обучающихся на участие в управлении делами школы в той и иной форме. А форму эту определяет уже само учреждение.

Декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека (далее – Декларация) принята 10 декабря 1948 г. В этом документе есть отдельные статьи, которые имеют непосредственное отношение к организации самоуправления в общеобразовательном учреждении.

Статья 21 Декларации гласит:

«1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Положения Декларации приняты и в России, а Конституция РФ гарантирует каждому взрослому человеку упомянутые права. Но готовиться к реализации этих прав необходимо еще в школе.

Навигация:
Templates Joomla 1.5