Музей С.Есенина

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg

Музей С.Есенина

Содержание

1. Фонды музея

2. Направления работы

  • познавательное
  • научное
  • литературного краеведения
  • литературно-художественное творчество
  • внешние связи

3. Мероприятия в рамках проведения "Есенинских дней"

Гл1

Фонды музея

Школьный музей Сергея Есенина размещается в Муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии № 69 им. С. Есенина г.Липецка на есенинском бульваре в кабинете № 309. Открытие музея состоялось 27 сентября 1995 года и было приурочено к 100-летию со дня рождения великого русского поэта. Это второй музей Есенина в нашем городе и первый музей нашей школы. Первым музей Есенина создал в своей квартире липчанин В.И. Синельников. Именно ему принадлежит идея создания школьного музея. Энтузиаста поддержали преподаватели школы, прежде всего, бывший её директор Т.Д. Тихонова и учитель литературы С.Г. Казакова. 4 марта 1999 года музей получил официальный статус "школьный музей" (свидетельство №7441). Основу школьного музея составляют фотоиллюстрированные материалы, документы, видео и аудиозаписи, газетный и книжный фонды, другие экспонаты, переданные учителям родителями учащихся. Все экспонаты размещены в семи витринах и включены в пять экспозиций

"Сердцу милый край"                 "Колыбель поэта"                       "Есенин и его окружение"

"Им Есенин посвящал свои стихи"   "Пришёл в этот мир поэт"

Деятельность музея тесно связана с учебно-воспитательным процессом в гимназии. Музейные фонды активно используются для исследовательско - научной работы, для проведения экскурсий, есенинских уроков, радиолинеек, конкурсов чтецов, иллюстрирования. В музее проводятся тематические классные часы, литературно - музыкальные композиции по творчеству Есенина, вечера, диспуты, литературные гостиные. Все экспонаты музея зафиксированы в книге поступлений (инвентарной) и распределены по фондам. Для более оперативной работы с фондовыми материалами создана картотека. Каждому экспонату соответствует отдельная карточка, где отражается подробная информация и инвентарный номер. Фонды музея постоянно пополняются благодаря поисковой работе учащихся, родителям, шефам, ветеранам, учителям и есениноведам. В планах музейной работы - открытие новой экспозиции "Памятники Сергею Есенину"

Наши фонды
  • Книжный фонд
  • Газетный фонд
  • Фонд сувениров с есенинской тематикой
  • Фонд ксерокопий
  • Фонд литературно-музыкальных композиций
  • Фонд документов
  • Фонд аудио и видео записей
  • Стихи Ю. Трубчанинова
  • Переписка

 

Гл2

Познавательное направление.

Одно из направлений работы музея – познавательное. Оно способствует углубленному изучению литературы, даёт наглядное представление о писателе и его творчестве.

Важное образовательное значение имеет экскурсионная работа – это главным образом лекции о жизни и творчестве поэта с привлечением музейной экспозиции в качестве наглядного материала. Экскурсии способствуют представлению у учащихся о поэте Сергее Есенине и системе знаний о его творчестве. В ходе экскурсий у детей развивается внимание, наблюдательность.

Особое значение имеют экскурсии в школьном литературном музее для тех ребят, которые сами их проводят, то есть экскурсоводов. В целях преемственности работы музея, поддержания традиций, экскурсоводами становятся учащиеся разных школьных возрастов - с 5 по 11 классы. Экскурсоводами становятся учащиеся с хорошими знаниями по литературе, с ясной и чёткой речью, хорошей памятью, умением выразительно читать стихи. Экскурсии проводятся для учащихся нашей школы, других школ, для гостей, директоров школ и их заместителей, инспекторов, методистов, родителей, шефов. Таким образом, экскурсии занимают в работе музея очень значимое место.

Одной из форм работы является проведение викторин, посвящённых творчеству Сергея Есенина. Викторины знакомят со множеством интересных и полезных сведений, обогащают культуру, расширяют кругозор. Викторины разрабатываются юными экскурсоводами под руководством учителей и рассчитаны на самые разные возрастные категории.

 

Гл3

Научное направление

Научная работа способствует литературному развитию школьников, помогает творчески воспринимать художественную литературу, вести самостоятельные литературные поиски.

Первые навыки научной деятельности приобретаются в ходе работы над рефератом. В начале - это отбор и обработка материалов по заданной теме, разработка плана. В процессе написания реферата появляются материалы, которые позволяют создать новые разделы. Так фонды музея постоянно пополняются. Это очень богатый и ценный материал для глубокого изучения жизни и творчества Сергея Есенина. Тематика рефератов разнообразна: «Есенин и Константиново», «Есенин и Липецкий край», «Тайна смерти Сергея Есенина» и др.

Одной из самых распространённых форм в работе музея является подготовка учащимися сообщений или докладов на заданную тему. Главным образом это подбор и обработка материала о жизни и творчестве С. Есенина. Материалы нашли широкое применение в практике работы школьного музея, они способствуют расширению представления о поэте и его творчестве. Особенность и преимущество доклада состоит в том, что он, сочетая в себе слово, художественное оформление, способствует самостоятельному развитию творчества учащихся.

Гл4

Литературное краеведение в школьном музее

Формы работы:

  • Экскурсии по есенинским местам
  • Экскурсии по литературным местам

Литературное краеведение в школьном музее – часть его работы, тем не менее оно занимает довольно значительное место. Учащиеся вместе с руководителями совершают поездки, которые носят литературно – краеведческую направленность. Поездки имеют разные цели: исследовательскую, не связанную с Есениным и чисто экскурсионную, но связанную просто с литературой (сбор дополнительных литературных материалов, знакомство с памятными литературными местами, обогащение уже полученных знаний).

Учащиеся среднего и старшего звена побывали:

в Ленинграде на Мойке, в Эрмитаже, в Петродворце;

в Туле, где посетили Ясную Поляну;

в Ельце, где посетили музей Бунина.

Это не отступление от Есенина, а счастливая возможность увидеть дорогие каждому человеку места, не говоря уже о том неоценимом образовательно – воспитательном значении, которое имеют эти экскурсии.

Литературное краеведение является направлением работы школьного литературного музея определяющим профиль музея. В основу развития любого школьного литературного музея должно быть положено, прежде всего, литературное краеведение, заключающееся в изучении творчества поэтов и писателей, литературной жизни своего родного края.

Гл5

Литературно-художественное направление.

Это направление работы музея самое массовое, рассчитано на большое количество участников всех возрастов. Литературно-художественное творчество даёт учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер. Наибольшую активность школьники проявляют при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций и вечеров. Особые торжества посвящаются очередной годовщине школьного музея и дню рождения С. Есенина, имя которого носит школа. Роль литературного вечера, помимо того, что он обогащает учащихся новыми литературными знаниями, заключается и в значительном эмоционально – эстетическом воздействии, которое ребята испытывают как от собственного активного участия, так и от «художественной части», от всей праздничной атмосферы вечера.

В школе систематически практикуются литературные концерты, организуемые с помощью филармонии, спектакли Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого.

Воздействие на школьника оказывает наглядный материал, в котором играет особую роль иллюстрирование, то есть создание наглядного материала, причём, сугубо индивидуальное, на основе личного восприятия художественного произведения, с использованием жизненного опыта учащихся. При иллюстрировании внимание ученика обостряется, он тщательно вчитывается в литературный текст и наглядность становится возбудителем его мыслительной работы, анализирует его мышление. Стало традиционным ежегодное проведение конкурса чтецов. Главная задача чтения – раскрыть идейно – художественное содержание и выразить личное отношение к нему. Различные формы работы музея способствуют литературному развитию учащихся, то есть развитию способности творчески воспринимать художественную литературу. Необходимо отметить, что у детей в значительной степени развивается способность к литературному творчеству, т.е способность создавать свои литературные произведения.

Гл6

Направление Внешние связи

Следующее направление работы музея – внешние связи, которые обеспечивают взаимодействие с есениноведами, с общественными организациями, средствами массовой информации, обмен опытом работы, установление контактов с активом других музеев С. Есенина.

Работа музея все годы осуществлялась в тесном сотрудничестве с почётным гражданином нашего города, хранителем квартиры – музея С. Есенина В.И. Синельниковым. Он постоянно пополнял фонды школьного музея новыми экспонатами.

Руководители школьного музея активно переписываются с членами Международного есенинского общества «Радуница» и школьными музеями С. Есенина в Москве, пос. Росляково г. Новопскова.

Школьный музей тесно сотрудничает с администрацией города Липецка, ветеранами, шефами, редакцией газеты «Русь Святая». Благодаря их спонсорской помощи стало возможным возведение памятника С. Есенину во дворе школы. Образовательное учреждение № 69 является завершенным есенинским комплексом в г. Липецке: бульвар С. Есенина, памятник С. Есенину, березовая роща, музей С. Есенина, школе присвоено имя С. Есенина.

Работа нашего музея неоднократно освещалась в СМИ г. Липецка, Рязани и других городов, где чтят и любят Сергея Есенина.

Формы работы:

  • Переписка со школьными музеями С. Есенина
  • Переписка с членами международного есенинского общества "Радуница"
  • Взаимодействие с общественными организациями
  • Сотрудничество с хранителем частного музея В.И. Синельниковым
  • Посещение школьных музеев С.Еснина
  • Освещение в средствах массовой информации деятельности музеев С. Есенина

Навигация:
Templates Joomla 1.5