Музей С.Есенина

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg

Музей крестьянского быта

Содержание

1. Фонды музея

2. Формы организации работы

3. Направления работы:

  • краеведческое направление
  • научно-исследовательское направление
  • экскурсионное направление
  • фольклорное направление

Гл1

Фонды музея

Музей крестьянского быта представляет собой внутренний и внешний образ крестьянской избы 18-20 веков. В классной комнате развернулась экспозиция, включающая в себя разделы: 1раздел: Красный угол с иконостасом; стол, лавка, сундук и, конечно, самовар. В повседневном обиходе самовар занимал прочное место. Его издавна наделяли животворными качествами, ибо непреходящи понятия, олицетворением которых он был: гостеприимство и радушие, душевное общение, домашний уют и покой. 2раздел: Резные наличники, плетень с берёзкой у окна, ставни, колодец. 3раздел: Коллекция женской праздничной и повседневной одежды: льняная женская понева, мужская и женская рубахи, юбки поддевки, старинные льняные домотканые столешницы, скатерти, вышитые полотенца и наволочки.

Экспонаты помогают почувствовать красоту и поэтику русского быта. Фонды музея постоянно пополняются благодаря поисковой работе учащихся, родителей, учителей. Все экспонаты музея зафиксированы в книге поступлений (инвентарной) и распределены по фондам. Каждому экспонату соответствует отдельная карточка, где о нем отражается подробная информация. Основная идея музея - взглянуть по особенному на красоту прошлого , побудить к нему интерес, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны, родного края. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства.

Гл2

Формы организации работы

  • Кружок -основная форма внеклассного краеведения
  • Теоретические и практические занятия
  • Экскурсии
  • Экспедиции
  • Туристические походы
  • Вечера, турниры, конференции

 

Гл3

Краеведческое направление

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально - экономическом и культурном обновлении. Краеведческая работа несёт в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Программа "Природа родного края" Цель: воспитать любовь к Родине через изучение природы своего края, бережного отношения к ней. Задачи: - развить познавательный интерес, интеллектуальные творческие способнос ти у учащихся, - пробудить в школьниках интерес к истории родного края, - воспитать уважение к памяти о знаменитых земляках, - научить бережному отношению к достопримечательностям Липецкого края В начальной школе учащиеся: - наблюдают природу и жизнь через экскурсии; - слушают рассказы учителя; - читают книги о родном крае и его людях; - посещают ближайшие предприятия, музеи; - приобретают знания на утренниках; - получают первоначальные сведения о ландшафте, климате, природных зонах; знания по охране природы и о местных промыслах на внеклассных мероприятиях и уроках; - наблюдают в природе за жизнью растений и животных. Полученный материал используется при составлении рассказов, сочинений. Учащиеся знакомятся с творчеством писателей - земляков, собирают образы фольклора. Краеведческое образование - это знакомство с краем, с окружающим детей микромира "город в котором я живу". Подлинное краеведение - всегда краелюбие. Липецкая земля по красоте не уступает лучшим уголкам нашей планеты. Краеведческая работа в школе развивает творческие способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует у учащихся умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы в походах, экскурсиях, музеях, архивах, повышает культуру умственного труда, пробуждает интерес к изучению жизни и природы своего края, города, страны, воспитывает личность гражданина - патриота.

Гл4

Научно-исследовательское направление

Цель: изучение культурного наследия родного края, приобщение к историческим культурным традициям. Задачи: -    Развитие интереса у учащихся к истории своих предков; -    укрепление духовных ценностей; -    повышение культурного уровня, расширение кругозора; -    формирование коммуникативных умений, эрудиции. 1 раздел: Изучение истории семьи. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощники в исследованиях детей родители. Дети собирают сведения о себе, о своих братьях и сёстрах, родителях, о дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках, их родственниках, узнают о профессиях предков. Они записывают воспоминания родственников, задают вопросы, беседуют, работают со словарями, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. 2 раздел: Исследовательская работа по изучению истории, культуры и природы Липецкой области.

Гл5

Экскурсионное направление

Цель: сформировать представление о жилище, культуре и быте Липецкого края XIX века. Важное образовательное значение имеет экскурсионная работа - это прослушивание лекций об истории, быте, культуре нашего Липецкого края. Ребята - экскурсоводы, проводят экскурсии для учащихся нашей школы, других школ, родителей. Гости нашего музея 2008 года: o    украинская делегация из г.Харькова, o    педагоги, посетившие нашу школу в рамках региональной конференции, посвящённой 50-летию развивающего обучения в Липецкой области, o    немецкая делегация из Саксонии г.Бранд - Эрбисдорф, o    директора школ г.Липецка и Липецкой области. Экскурсии занимают в работе музея очень значимое место. Экскурсоводы рассказывают о земледелии, об идеях народного промысла, о жизни и быте крестьянской семьи конца 19 начала 20 вв. Дети познают историю прошлого, узнают о том, что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем занимались и как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. На протяжении длительного времени предавались забвению народные обряды, обычаи, промыслы, праздники. Возрождение наций начинается с повышения интереса к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиции, обстановку ушедших лет. Экскурсионное направление освоено и успешно развивается, о чём свидетельствуют положительные отзывы посетителей экскурсий. В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению истории своего края, создаются условия для формирования нравственных чувств истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое и серьёзное. Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников. А главное - убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаёшь силы и творчество, не пропадает даром: детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу - любовь к своему Отечеству.

В результате работы музея учащиеся приобрели определённые знания, умения и навыки: - изучили историю зарождения культуры Липецкого края, -    познакомились с особенностями жилища, предметов быта на разных этапах развития родного края; -    приняли участие в мероприятиях, посвящённых обычаям,, обрядам, праздникам и традициям Липецкого края; -    посетили заповедные места нашей области, памятники природы, краеведческий музей, выставочные залы г.Липецка; -    ознакомились с правилами поведения в природе; -    узнали представителей Красной книги (растений и животных Липецкой области); - познакомились с народными промыслами Липецкого края: резьба и роспись по дереву, вышивка, художественная керамика, романовская игрушка; -    приняли участие в внеклассных мероприятиях, посвящённых жизни и деятельности замечательных людей.

Гл6

Фольклорное направление

В школе создан творческий коллектив "Истоки" (начальная школа). Деятельность его осуществляется на основе программы "Русское народное творчество", реализация которой обеспечивается как в учебной, так и во внеклассной (внеурочной) деятельности. Ведущий метод освоения программы - метод "погружения" в мир русского фольклора. Без опоры на родное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека - личность, обладающую серьёзными духовными запросами, свободную и открытую миру, способную к эстетиче скому восприятию, творческому труду, независимо от сферы деятельности. Программа "Русское народное творчество" Цель: познакомить учащихся с традициями и обычаями края; способствовать воспитанию чувства любви к Родине; вызвать интерес к духовной культуре наших предков, оставивших богатое наследие. Задачи: - формирование национального самосознания; - расширение словарного запаса, придание содержательности и красочности речи детей; - развитие наблюдательности и сообразительности; - воспитание у детей культурного воображения, возможности увидеть мир по новому; - формирование активной творческой личности. Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором, понять, какой огромный вклад внёс русский народ в развитие искусства и культуры. Вырабатываются методы общения детей с этим благодатным и бесценным материалом. Программа включает фольклорные жанры: -    народный календарь; -    народный быт; -    устное творчество; -    детский фольклор; -    музыкальный фольклор; -    инструментальное творчество; - традиционные программы; -    народный театр. Основное содержание цикла занятий народным творчеством идёт от этапа к этапу, усложнённое изучением фольклора. На первом этапе (1,2 класс), учащиеся знакомятся с различными жанрами устного народного творчества - детский фольклор: частушки, колыбельные, потешки, игры, заклички и т.п. На втором этапе (3,4 класс) - добавляются календарная обрядность, семейный цикл. Проведение уроков по внеклассному чтению и интегрированных, способствует пробуждению у детей интереса к истории народа, его культуре, быту, обычаям и традициям. Без этих жанров детского фольклора, весёлых и задорных стихов, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда в совершенстве не овладеет русским языком, никогда не станет хозяином русского языка, владеющим всеми его богатствами, исходящими из народного творчества. Фольклорные праздники - Осенины, Святки, Масленица, Пасха - стали массовыми и любимыми для детей, педагогов, родителей, которые не только помогают в их подготовке и проведении, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность учителя, учащихся и родителей благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимоподдержку, а главное - видят результаты совместной творческой работы. Фольклор - это "народная мудрость", окно в духовный мир человека. Фольклор - это наша история, жизнь народов в разные времена, его думы, надежды, мечты, мудрость, язык, поэзия. В музее собран богатый материал по русским праздникам, традициям.

Навигация:
Templates Joomla 1.5