Методические рекомендации и памятки
Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья учащихся и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Комплексная безопасность достигается путем реализации специальной системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, психолого-педагогического, кадрового, финансового характера. Данная деятельность включает в себя: охрану труда, гражданскую оборону, правила техники безопасности, меры по предупреждению террористических актов.
Цель: обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся и работников гимназии во время их практической и учебной деятельности.
Деятельность гимназии по обеспечению безопасности направлена на:
- Противопожарную безопасность:
- изучение нормативно-правовой базы;
- пополнение материально-технической базы (достаточное наличие огнетушителей);
- обеспечение инженерно-технических укреплений (ограждение, металлические двери, противопожарная дверь, распашные решетки в кабинетах), ограничение и контроль доступа пожарной сигнализации, наличие мобильного телефона у сторожей;
- выполнение норм пожарной безопасности;
- реализация плана по обучению педколлектива, учащихся в условиях ЧС, ГО;
- проведение мероприятий по устранению причин возгорания (очистка территории, отделка кабинетов негорючими материалами, окрашивание огнеупорной краской);
- изучение правил пожарной безопасности, пропаганда пожарно-технических знаний на уроках;
- противопожарный инструктаж с персоналом, проверка знаний их действий.
- имеются поэтажные планы эвакуации на случай пожара;
- разработан план действий при тушении пожара.
2. Антитеррористическую безопасность:
- обеспечение контрольно-пропускного режима, исключающего проникновение в здание и на территорию граждан и техники, защита персонала и учащихся от насильственных действий;
- физическая охрана и контроль за своевременным обнаружением и предотвращением опасных проявлений и ситуаций;
- наличие наглядности в кабинете ОБЖ, плановая работа по ГО;
- система оповещения гимназии выведена на пульт Единой диспетчерской дежурной службы города;
- 1 раз в четверть проводятся учения с персоналом и учащимися по эвакуации;
- информационно-просветительская деятельность;
- организация круглосуточного дежурства.
3. Безопасность труда и обучения:
- создана информационная база нормативно-правовых документов по охране труда;
- выполнение требований электробезопасности;
- профилактика правонарушений и Правил дорожной безопасности;
- предупреждение проникновения в школу наркотических средств и психотропных веществ;
- готовность оказать первую медицинскую помощь.
- проведение занятий с учащимися, педагогическими работниками в урочное и внеурочное время, согласно распоряжению управления образования и науки Липецкой области;
- администрация гимназии, учителя химии, физики, физической культуры, информатики регулярно проходят курсы по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности;
- осуществлялся административно-общественный контроль соблюдения охраны труда и техники безопасности;
- проводился инструктаж при выезде учащихся на экскурсии, конкурсы, соревнования.
Кроме того, классными руководителями 2-3 раза в четверть проводились классные часы по охране труда и технике безопасности.
Тематика классных часов разнообразна:
- «О правилах перехода через дорогу, поведении на воде»;
- «Будь осторожен: пошел лед»;
- «Внимание! Сосульки!»;
- «Опасные шалости»;
- «О действиях при разливе ртути».
Итогом проведения данных мероприятий стало снижение травматизма, сохранение жизни и укрепление здоровья учащихся.
Одним из направлений работы по обеспечению безопасности учащихся была работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
В начале учебного года . разработан план мероприятий по предупреждению ДДТТ. Обучение в данном направлении осуществлялось согласно программе для учащихся 1-11 классов «Правила дорожного движения», цель которой:
- научить детей безопасным нормам поведения на улице;
- воспитывать навыки соблюдения правил дорожного движения.
Согласно плану работы, проводятся индивидуальные консультации с классными руководителями по порядку обучения правилам дорожного движения, поведения на воде, противопожарной безопасности, индивидуальные и групповые беседы с нарушителями ПДД. О нарушениях классные руководители доводят информацию до сведения родителей.
На совещаниях при директоре регулярно рассматривались вопросы состояния охраны безопасности в гимназии, о мерах по предупреждению травматизма с учащимися во время образовательной деятельности, во внеурочное время и дорожно-транспортного травматизма.
Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности. Это и обновление и разработка положений конкурсов (таких, например, как конкурс частушек по пропаганде ПДД, конкурс агитбригад, выставка рисунков, творческих поделок по обучению детей Правилам дорожного движения), проведение соревнований, викторин, видеоуроки, встречи с работниками ОГИБДД, беседы о травматизме с врачами поликлиник и т.д. Данный вид деятельности включает также обновление уголка безопасности (используя материал газеты Добрая дорога детства), организацию и проведение уроков по правилам дорожного движения; игровых и обучающих внеклассных мероприятий по ПДД. Ежемесячно в каждом классе проводятся классные часы по профилактике ДТП с записью на специально отведенной странице журнала.
Таким образом, в гимназии ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья учащихся и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.